"У нас хлеб всегда свежий - сормовский" (ОАО"Хлеб")

29 Июля 2003
Секрет успеха продуктового магазина складывается из мелочей, и одна из них – хороший хлеб. Хлеб есть везде – от мини до супермаркета. Этот продукт покупается практически каждый день, и из двух - трех ближайших магазинов покупатель выбирает тот, в котором всегда в продаже привычный или самый свежий хлеб. Что такое хлеб для современной торговли, на конференции "Современный магазин – секреты успеха" демонстрирует ОАО "Хлеб" (по традиции это предприятие называют Сормовский хлебокомбинат).

ОАО "Хлеб" существует больше 70 лет, но это одно из самых современных предприятий отрасли в Нижегородской области. Оно является лидером по технологической оснащенности и одновременно – лидером в том, что можно назвать "чувством рынка". Показательный пример – хлеб, сдоба и кондитерские изделия из Сормово присутствуют в ассортименте крупнейших магазинов и торговых центров – "21 век", "Евроспар", супермаркет "Караван" в торговом центре "Этажи". Любому покупателю будет приятно осознавать, что его любимые продукты отмечены медалями за качество. ОАО "Хлеб" имеет дипломы и медали многих выставок, на которых представляет свою продукцию. Ведь оценка специалистов в большинстве случаев совпадает с мнением покупателей и популярностью разных хлебобулочных изделий.

Чувство современных тенденций в производстве самого традиционного продукта - хлеба - реализуется в двух направлениях. Первое - это учет современных технологий розничной торговли продуктами питания. Их революционное внедрение - отражение изменений в образе жизни, в культуре потребления и во взглядах населения на то, что и где лучше всего покупать. ОАО "Хлеб" впервые в Нижнем Новгороде прелагает супермаркетам хлеб в упаковке со штрихкодом. Конечно, экономию времени у кассы одобрят и покупатели, и работники магазинов. Для внедрения этого простого решения, которое увеличивает проходимость касс и прибыль супермаркетов, на ОАО "Хлеб" была запущена специальная упаковочная линия. Это шаг с учетом перспективы - продажа хлебобулочных изделий в упаковке становится нормой. Еще одно предложение от ОАО "Хлеб" - продажа нарезанного хлеба. Такой хлеб попадает в корзину более состоятельных покупателей, вместе с нарезкой мясных и рыбных деликатесов.

Эти казалось бы незначительные, но важные изменения в том, как хлеб из Сормово представлен в хлебном отделе современного супермаркета, ОАО "Хлеб" дополняет рекламной продукцией. В торговых залах информация о продукте увеличивает количество покупок, поэтому вместе с хлебобулочной продукцией магазины получают от ОАО "Хлеб" листовки и другие информационные материалы.

Второе направление совершенствования производства хлеба - это изменение требований к качеству. Под воздействием идей о здоровом образе жизни и сбалансированном питании многие покупатели сокращают потребление хлеба. Но в России полные отказ от этого продукта невозможен, поэтому востребованными становятся сорта хлеба, изготовленные по специальным рецептам. Гордость ОАО "Хлеб" - это хлеб "Богородский". Вместо дрожжей при его изготовлении используется специальная хмелевая закваска, что придает традиционному ржаному хлебу уникальные свойства: для потребителей это набор микроэлементов и соединений, способствующих оздоровлению желудка и всего организма, а для розничной торговли - увеличение срока реализации упакованного хлеба до 120 часов. Хлеб не плесневеет благодаря содержанию фитонцидов хмеля.

Внешне хлеб "Богородский" выглядит как традиционный для Нижнего Новгорода ржаной "Дарницкий", поэтому для создания массового спроса на самый "здоровый" хлеб требуется более широкая информированность покупателей. ОАО "Хлеб" рассчитывает на поддержку розничной торговли, в планах - рекламная кампания. Возрастающую потребность в разнообразном хлебе для здорового питания ОАО "Хлеб" готово удовлетворить серией хлебов "Здравница" - их отличает прекрасный вкус и внешний вид. В каждый сорт из этой серии - "Губернский", "Светлоярский", "Вятский", "Кремлёвский"- вводятся натуральные природные добавки для придания особого вкуса и лечебно-профилактических свойств. Это овсяная и кукурузная крупа, солод, пшеничные отруби… Кроме вкуса, особое внимание уделяется внешнему виду этих эксклюзивных сортов, для отделки используются кунжут, овсяные хлопья. Поэтому в магазинах хлеб выглядит так же аппетитно, как в рекламном буклете.

Парадокс хлебопечения в том, что возрождение традиционных рецептов полезного хлеба возможно только при оснащении предприятия самым современным оборудованием. Например, внедрение в технологическую линию тестомесильной машины "Diosna", которую специалисты называют "Мерседес" в хлебопечении". Хлеб, выпеченный из теста, замешанного в этой машине, пышный, пористый, с выраженным ароматом. Результат внедрения новой техники - привлекательный на вид хлеба, одна из приманок для покупателей магазинов.

Размещение хлебного отдела с богатым ассортиментом в конце маршрута покупателя в торговом зале, увеличение импульсных покупок при достаточном выборе булочек, слоек и другой "мелкоштучки" – это аксиомы мерчандайзинга. Запах и аппетитный вид сдобы увеличивает прибыль. Пока еще в крупных магазинах не внедряются повсеместно собственные пекарни, ассортимент выпечки и кондитерских изделий ОАО "Хлеб" позволит любому магазину создать аппетитное разнообразие и использовать этот инструмент воздействия на покупателей. Здесь вкусы настолько неожиданны, что подобрать какой-то стандартный ассортимент невозможно. Поэтому в производстве "мелкоштучки" ОАО "Хлеб" придерживается политики максимального разнообразия – что бы любое предприятие розничной торговли могло сделать привлекательным свой хлебный прилавок. Производство некоторых ставших привычными изделий сормовичи освоили первыми - например, изделий из слоенного теста, популярных круасанов. Среди изделий ОАО "Хлеб" есть свои хиты - рулет "Сормовский", пряник "Сувенирный", большая ватрушка, слойки. Но на исключение из ассортимента малопопулярных, казалось бы, изделий, например, ржаных лепешек, розничная торговля реагирует просьбами возобновить производство.

Современное предприятие должно постоянно изучать спрос и апробировать новинки, и делать это проще, если имеются собственная розничная сеть. У ОАО "Хлеб" 10 фирменных магазинов. Доля продаж через собственные магазины не велика (всего у ОАО "Хлеб" 500 постоянных партнеров в городе и области), но именно в фирменных магазинах собирают информацию о вкусах покупателей. Здесь впервые появляются все новинки, проводятся презентации, изучаются отзывы покупателей. В фирменных магазинах полностью представлен ассортимент предприятия, поэтому информацию можно получить по каждому изделию. Такой постоянный мониторинг позволяет обходиться без дорогостоящих маркетинговых исследований и запускать в массовое производство то, что будет пользоваться спросом.

Но при самом высоком качестве и богатом ассортименте для успешной реализации должна быть отлажена система взаимодействия с партнерами. ОАО "Хлеб" учитывает особенности розничного рынка - продукция поступает в самые разные магазины, в разных объемах, и каждый потребитель хочет получать только свежий хлеб. У ОАО "Хлеб" собственный транспортный цех, отлаженная система доставки. Поэтому предприятие - надежный партнер для любого заказчика. Продукция поступает в магазины всех районов города, хотя на примере предпочтения хлебобулочных изделий можно изучить "территориальные" вкусы нижегородцев. В разных районах хлеб из Сормово конкурирует с изделиями местных хлебозаводов и пекарен. Хлеб белый и черный – продукт ежедневного спроса, его потребление стабильно, и вряд ли резко увеличится. Специфика этого рынка еще и в том, что ценовая конкуренция исключается. Поэтому "завоевание" новых территорий возможно только за счет высокого качества и узнаваемых внешних признаков. На упаковку сормовского хлеба наносится фирменная наклейка со штрихкодом, магазинам предоставляются фирменные ценники. И тут же стали появляться очень похожие этикетки. Качественная продукция от производителя пользуется популярностью и ее пытаются "подделывать" хотя бы внешне, что в условиях рынка один из неизбежных побочных эффектов успеха.

ОАО "Хлеб" постоянно увеличивает объемы производства за счет расширения ассортимента продукции с более эластичным спросом, чем обычный хлеб. Это прежде всего кондитерские изделия, спрос на которые растет - пирожные, торты. Одна из новинок - торты со взбитыми сливками. Популярны восточные сладости. Кроме традиционных кондитерских изделий, ОАО "Хлеб" осваивает продукты, которые раньше попадали на наши прилавки из-за границы. На новой итальянской линии освоен выпуск печенья из двухцветного теста - с традиционными и экзотическим вкусом. Наша газета писала об этой новинке, и этот материал привлек внимание оптовиков. В производстве кондитерских изделий всегда есть место экспериментам и возможности привлечения новых покупателе за счет выпуска оригинальных изделий, и такой подход к формированию ассортимента позволяет ОАО "Хлеб" получать стабильную прибыль независимо от сезонных колебаний спроса - летних спадов и увеличения потребления хлеба в праздники. Разнообразие ассортимента и постоянный поиск новых идей - это шанс работать сразу в нескольких перспективных направлениях.

С ассортиментом продукции ОАО "Хлеб" участники конференции "Современный магазин – секреты успеха" будет знакомиться в течении всего дня. ОАО "Хлеб", официальный партнер конференции, представит свою продукцию на специальной выставке и непосредственно на столах - пирожные, печенье и другие кондитерские изделия гости конференции попробуют во время перерывов с кофе и чаем, разные сорта хлеба подадут на торжественном банкете. Это наглядная иллюстрация того, что выбрав ОАО "Хлеб" в качестве поставщика, магазин может получать полный ассортимент продукции для хлебного отдела, расширить предложение популярных кондитерских изделий. Много говорится о том, что открытие кафетерия или закусочной способствует привлечению покупателей в магазины и торговые центры, влияет на количество совершаемых покупок. Так как не везде есть возможность производить собственную выпечку, продукция ОАО"Хлеб" может решить эту проблему.

Секретов успеха современного магазина становится все больше с появлением новых видов оборудования, автоматизацией, распространением эффективного менеджмента. Но большинство этих процессов происходит в подсобных помещениях, покупатель судит о продуктовом магазине по тому, что видит на прилавке и пробует на вкус. "Хлеб свежий?" - этот вопрос всегда будет звучать в маленьких магазинчиках у остановки и в современных супермаркетах. Ответ зависит от того, какое предприятие поставляет хлеб. ОАО "Хлеб" делает все для того, что бы покупатели снова и снова приходили в магазины, в которых продается сормовский хлеб и сдоба. Ассортимент, качество, индивидуальный подход к каждому заказчику - эта проверенная годами стратегия формирует прочные связи между розничной торговлей и ОАО "Хлеб" - производителем основного продукта на любом российском столе.

Автор: Е. Высоцкая
URL: http://pricereview.ru
Поделиться